На следующей неделе Минэкономразвития завершит приём заявок на финансирование проектов из средств инвестфонда. Претендентам предстоит освоить почти 70 млрд. руб., которые, согласно требованиям положения об инвестфонде, должны быть инвестированы в инфраструктурные проекты. О том, каким требованиям должны отвечать заявки, а также о наиболее перспективных проектах рассказал замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов.
Не получится ли так, что те инвесторы, с которыми МЭРТ заранее вело переговоры по подготовке проектов, окажутся в более привилегированном положении по сравнению с другими конкурсантами? Нет. Ранее обсуждались не конкретные заявки, а сама возможность финансирования регионального проекта из бюджета независимо от инвестфонда. То, что государство занимается инвестиционным процессом уже более десяти лет (независимо от того, есть инвестор или его нет), всем известно и очевидно. Есть инструменты государственной инвестиционной политики. А с появлением инвестфонда впервые были определены критерии отбора проектов. О каких проектах может идти речь? Позиция МЭРТ заключается в том, чтобы эффективно потратить средства инвестфонда на объекты инфраструктуры, на базе которых бизнес построит заводы, фабрики и т. д. Верно ли, что те, кто раньше начал продвигать свой проект, имеют большие шансы получить деньги из инвестфонда? Не совсем. Заявки будут отбираться не по критерию достаточности или недостаточности средств, а по критерию наибольшего вклада в экономический рост. Соответственно, кто быстрее подаст заявку, тот быстрее сможет получить экспертную оценку и при положительном результате сможет рассчитывать на господдержку. Все проекты, которые поступят до 20 мая, будут рассмотрены 14 июня в рамках Санкт-Петербургского экономического форума. Что именно следует указать в заявке? В заявке должна быть представлена финансовая модель проекта с прогнозами всех доходов и расходов. Также к заявке прилагается заключение инвестконсультанта, который должен подтвердить все расчёты инвестора. На основании этих данных и при необходимости расчётов независимого инвестконсультанта МЭРТ будет оценивать проект с учетом нескольких количественных коэффициентов. Например, эксперты определят бюджетную эффективность, то есть вклад проекта в рост бюджетов всех уровней. Также просчитывается вклад проекта в валовый региональный продукт, то есть по сути будет проводиться всесторонняя количественная оценка. Правительство должно убедиться в том, что без государственной поддержки проект реализовать невозможно, что инвестор не может пойти в банк и привлечь деньги. Какие нюансы необходимо учесть компании при составлении бизнес-плана? Для бизнес-планов нет определенных требований. В них необходимо отразить суть проекта, анализ сырьевых, макроэкономических и политических рисков. Документ должен содержать в себе экономическую часть, то есть прогноз доходов и расходов проекта, и маркетинговый план. Эксперты, оценивая такой бизнес-план, должны получить ответ на вопросы, почему предприниматель считает, что то, что построено, будет загружено, а то, что произведено, будет иметь своего покупателя. Верно ли, что один и тот же проект может одновременно претендовать на получение средств из инвестфонда и на статус особой экономической зоны (ОЭЗ)? Проекты промышленнопортовых ОЭЗ могут рассматриваться по критериям ОЭЗ, а также с позиции инвестора, желающего развивать портовую инфраструктуру. Инвестор сам должен решить, нужен ли ему статус компании ОЭЗ, претендующей на ряд преференций, либо ему нужны деньги на условиях соинвестирования с государством. Если говорить про инвестфонд, то правительство жёстко спросит за действия инвестора, то есть сначала инвестор должен построить инфраструктуру, и только после этого государство выделит деньги. Определены ли уже инвестбанки, которые займутся оценкой проектов, претендующих на финансирование из средств инвестфонда? Претендентов было немного. МЭРТ провело переговоры с каждым из 14 инвестбанков. В итоге отобрано два банка: UBS Advisory Services и ING Bank. Какова позиция МЭРТ по поводу создания Банка развития? МЭРТ считает целесообразным создание банка развития в формате госкорпорации. Такая корпорация не заинтересована в максимизации прибыли, поэтому она может инвестировать в проекты с более длительными сроками окупаемости и с меньшей доходностью, чем коммерческая компания. При этом корпорация сама может управлять банками, используя их как инструмент инвестиционного кредитования в качестве поддержки малого бизнеса. Также она может выступать и в роли инвестора или соинвестора, например, наряду с инвестфондом привлекать заемное финансирование. Основная идея – корпорация не несёт коммерческих рисков, и поэтому рейтинг её инвестиционной привлекательности будет эквивалентен суверенному рейтингу. Мы не говорим, что именно госкорпорация должна создаваться на базе ВЭБа, она должна создаваться с использованием активов этого банка. Есть поручение правительства, по которому МЭРТ должно согласовать концепцию создания Банка развития с Минфином и Центральным банком (ЦБ). Принципиальных разногласий нет, поэтому я полагаю, окончательная версия документа в ближайшее время будет внесена в правительство. Первоначально планировалось, что Банк развития станет некой платформой, через которую будет идти госфинансирование проектов инвестфонда. Нет, это ошибочное мнение. В правительство уже направлен законопроект, определяющий размер ставок выкупа земли под промышленными предприятиями. Однако в нем не предусмотрена рассрочка по платежам, на чём настаивал бизнес. Окончательное решение по поводу предоставления рассрочки выкупа земли ещё не принято, но, я думаю, в ближайшее время правительство расставит все точки над «и». Это вопрос доверия бизнесу. Если мы говорим о рассрочке, то компания лишается возможности претендовать на право собственности сразу же. Но можно предусмотреть любую форму купли-продажи земли. С другой стороны, у государства нет уверенности, что компания, заплатив по первым платежам, потом не будет задерживать деньги или вообще откажется платить. Обращаться по каждому делу в суд? Это создаст множество проблем. Государству необходимо понять, насколько рассрочка по выкупу земли послужит для того или иного предприятия стимулом. На мой взгляд, с учётом снижения цены выкупа цена вопроса земли в масштабе всей страны – $3 млрд. Это даже меньше суммы инвестпрограммы любой монополии на год. Я думаю, мы договоримся с бизнесом. |