ДельтаЭкспо Первый международный виртуальный выставочный центр ДельтаЭкспо
На главную На главнуюВход ВходКарта сайта Карта сайта

Китайская автомобильная революция

В конце прошлого года в России начались централизованные продажи китайских автомобилей. А автомобильные эксперты наконец-то получили равноценные объекты для сравнения с продукцией АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа, причём отдельные параметры оказались в пользу наших автомобилей. 

Правда, качество лицензионных японских деталей в неприлично дешёвых «Адмиралах» и «Синькаях» оспорить трудно. У скептиков на это есть железный контраргумент: на китайском ширпотребе всё равно ездить стыдно. Дилеры же напоминают, что три года назад и «корейцев» никто всерьёз не воспринимал, а теперь они – лидеры российского авторынка.

Разведка без боя

Если задать в интернете поиск по теме «Китайские автомобили», то появится множество ссылок на незнакомые марки с трудновыговариваемыми названиями. Что из этого продаётся в России, понять трудно – русскоязычными сайтами обзавелись лишь два завода из доброй сотни китайских автопроизводителей. Продажи в России начали три китайских автозавода: Hebei Xinkai Automobile Manufacturing Co. (внедорожники и пикапы под маркой Xinkai – «Синькай» – «Новая победа»), Great Wall (одноимённые пикапы и внедорожники) и Hebei Zhongxing Automobile (полноприводный пикап Tianye Admiral).

В отличие от других иностранных автопроизводителей китайцы начали завоевание нашего рынка не с Москвы, а с провинции – с востока. Первым китайским автомобилем, который начали официально продавать в России, стал пикап Admiral. В августе 2003 года многопрофильный новосибирский холдинг «Трансервис» открыл в городе автоцентр «Пекинский джип». Продажи Admiral начались в июле прошлого года, и с тех пор «Пекинский джип», по словам менеджера автоцентра Леонида Победина, продал 328 пикапов. Причём большая часть машин реализована не в Новосибирске, а через сеть дилеров в Тюменской, Челябинской, Пермской, Ростовской и Самарской областях. Розничная цена пикапа у всех дилеров едина – $18 тыс. Салоны, торгующие этими автомобилями, открылись также в Екатеринбурге, Тольятти и других городах, причём в Тольятти китайский внедорожник взялась продвигать фирма «Крисма» – бывший дилер АвтоВАЗа. Admiral будут продавать в одном из самых крупных автосалонов Тольятти, который «Крисма» начинала строить для торговли «Жигулями».

В этом году «Пекинский джип» планирует продать в России 1,5 тыс. Admiral, а также вывести на наш рынок ещё четыре модели, о поставках которых заключены контракты с другими китайскими автозаводами (их название пока не раскрывается): легковой автомобиль среднего класса ценой от $17 тыс., малолитражку ($7-8 тыс.), «паркетный» внедорожник (около $20 тыс.) и грузовой микроавтобус. Председатель совета директоров «Трансервиса» Александр Бойко говорит, что компания планирует уже в этом году продать 150-200 «паркетных» внедорожников и 100-150 легковых автомобилей. Сейчас «Трансервис» завершает строительство нового автоцентра площадью 6 тыс. кв. м. Его ввод в эксплуатацию запланирован на июль-август.

В планах компании – открытие в Новосибирске завода по сборке китайских автомобилей. Александр Бойко говорит, что предприятие «Новосибирский автомобильный завод» уже зарегистрировано и «до конца 2005 года на имеющихся площадях будет организована сборка пикапов и полноприводных автомобилей в небольших объёмах – примерно 200 штук». По словам господина Бойко, на первом этапе локальная сборка не приведёт к удешевлению автомобилей. Однако к концу 2006 года «Трансервис» планирует построить завод мощностью до 10 тыс. автомобилей в год.

«Заводская сборка позволит удешевить автомобили на 10-15% по сравнению с готовыми машинами, импортируемыми из Китая», – объясняет Александр Бойко.

Ещё один китайский автозавод, Zhonghua, входящий в корпорацию Brilliance China Automotive Holding Limited, в прошлом году попытался начать экспансию в Россию с Иркутска. Было объявлено о готовящемся открытии дилерского центра «Чжонхуа» сначала в этом городе, а затем и в других регионах страны. Покупателям предложили большие, богато оснащённые седаны Zhonghua стоимостью $22 тыс. Однако, как сообщили в мэрии Иркутска, даже первые четыре экземпляра, привезённые на Сибавтосалон, не нашли своего покупателя. Но представители автозавода не отказались от попыток завоевать российский рынок – мэрия Иркутска вновь ожидает приезда делегации Zhonghua на Сибавтосалон, уже с другими моделями.

Зато в октябре прошлого года сразу два китайских автозавода – Xinkai и Great Wall назначили генерального импортёра в России. Интересы обоих предприятий представляет столичная компания «Ирито-экспресс» (входит в дилерский холдинг, торгующий продукцией ГАЗа). Продажи машин начались в декабре, и за это время «Ирито-экспресс» успел обзавестись 70 дилерами в 38 регионах, причём почти половина из них тоже раньше специализировалась на продукции российского автопрома.

Дилеры не скрывают, что в ситуации, когда продажи российских машин падают, им приходится искать новые брэнды. Китайские производители, в отличие, скажем, от европейских, не предъявляют к дилерам слишком жёстких требований (так же поступали корейские Hyundai и Kia, когда только пришли в Россию), и число продавцов растёт как на дрожжах. Впрочем, как утверждают в «Ирито-экспресс», потенциальные дилеры проходят строгий отбор: «Положительный ответ получают примерно 15% заявителей». В ближайшие месяцы «Ирито-экспресс» начнёт продавать автомобили ещё двух китайских марок, всего же в этом году планируется реализовать 500-700 машин. В компании считают, что для совершенно нераскрученных брэндов это неплохой результат: «Продажи Hyundai в 2000 году составили 500 машин, а в 2004-м – 50 тыс. Они лидеры, и мы ориентируемся на их динамику».

Ещё один вероятный кандидат на появление на российском рынке – Euro-Sino Auto, предприятие, созданное Tianjin Automobile Ind. (TAI) специально для работы на внешних рынках. TAI – это СП с участием китайского (в том числе гонконгского) и японского капитала, выпускающее малолитражки Daihatsu для внутреннего рынка КНР (Daihatsu Motor – дочерняя компания Toyota).

О планах продвижения на рынок стран СНГ и России Euro-Sino Auto заявила ещё на Московском автосалоне в августе 2003 года. Тогда китайцы привезли в Россию переднеприводной хэтчбек Tianjin 10MH и седан Tianjin 7100OU, сделанные на базе Daihatsu, с двигателями мощностью 53 л. с. Тогда же была названа и розничная цена автомобилей в России – около $5 тыс. По габаритам китайские модели чуть меньше вазовской «девятки». Названная цена, надо сказать, вполне соответствовала качеству китайских малолитражек – даже выставочные экземпляры отличались приличными зазорами между кузовными панелями. Несмотря на это, Euro-Sino Auto заявила о намерении организовать производство своих автомобилей в Казахстане и Белоруссии с перспективой сбыта в России. О конкретных сроках реализации проектов пока ничего не слышно.

Подражание японскому

Сейчас на российском рынке представлены китайские автомобили только большого размера. Пикап не самый популярный тип кузова в России, тем не менее новосибирский дилер решил начать именно с него. 2,5-тонный Admiral выпускается по лицензии Toyota, это фактически Toyota HiLux предыдущего поколения (пикап на шасси Toyota 4Runner). По большому счёту Admiral выпускается по той же схеме, что и Chevrolet Viva на тольяттинском СП GM-АвтоВАЗ: Viva – это Opel Astra предыдущего поколения с минимальными изменениями (в их числе – усиленная подвеска для российских дорог). Отличия китайской машины от японского аналога тоже учитывают специфику рынков сбыта: чтобы сделать управление Admiral более лёгким, китайцы применили в нём реечный рулевой механизм (вместо схемы «винт-гайка» в Toyota) и собрали переднюю подвеску вместе с рулевым механизмом на подрамнике. Автомобиль оснащён тойотовским лицензионным двигателем 2,3 л. За полный набор опций, включая DVD-плеер, надо доплатить $2 тыс. (к базовым $18 тыс.). Конкуренты Admiral – Mitsubishi L200, Ford Ranger и Mazda B-2500 стоят чуть не вдвое дороже, а Toyota HiLux в России вообще официально не продаётся.

Xinkai и Great Wall предлагают на нашем рынке несколько моделей. Great Wall, холдинг, специализирующийся на производстве внедорожников и пикапов, объединяет три завода по выпуску автомобилей и два – по выпуску двигателей. Годовой объём производства – 200 тыс. автомобилей в год. Объём производства завода Xinkai поменьше – 150 тыс. машин в год, зато это предприятие выпускает 23 модели в шести сегментах: лёгкие грузопассажирские пикапы, пикапы повышенной проходимости, полноразмерные и «паркетные» внедорожники и универсалы, автобусы и микроавтобусы.

Пикапы Xinkai и Great Wall тоже построены на шасси Toyota HiLux, с тем же японским лицензионным мотором 2,3 л мощностью 105 л. с. Xinkai PickUp X3 представлен в четырёх комплектациях по цене от $10 990 до $13 855. Базовая версия абсолютно «пустая» (причём ждать её надо полгода, при обычных сроках поставки от 30 до 90 дней). Зато уже за $11 815 можно получить автомобиль с электростеклоподъёмниками, противотуманными фарами, легкосплавными дисками, центральным замком, складывающимся задним диваном, отделанным кожей рулём, галогеновыми фарами, отделкой салона под дерево и четырьмя динамиками. В версии за $12 855 появляются гидроусилитель руля, кондиционер, магнитола, электрозеркала с встроенными повторителями поворота. А за $13 855 ко всему этому добавляется автоматическая коробка передач. Пикапы Xinkai могут быть только заднеприводными, поэтому, несмотря на свой внушительный «внедорожный» вид, это, скорее, обычные универсалы с увеличенным дорожным просветом.

Пикапы Great Wall в среднем немного дороже – за счёт оцинкованного кузова, а также, по отзывам автомобильных изданий, более качественной сборки. Пикапы этой марки могут быть трёх- или пятиместными; пятиместный салон может быть стандартным или удлинённым, с двумя или четырьмя дверями. Цены начинаются с $10 575 (трёхдверная версия в базовой комплектации, которую тоже надо ждать полгода); самые ходовые модификации стоят от $13 100 до $13 300 и включают магнитолу, кондиционер, «запаску», галогеновые фары, парктроник, электростеклоподъёмники, отделку салона деревом, молдинги, противотуманные фары, центральный замок, гидроусилитель руля, легкосплавные диски. В топ-версии за $14 699 есть даже камера заднего вида. Правда, в отличие от Xinkai все пикапы Great Wall поставляются только с механической коробкой передач. Зато на них можно заказать полный привод. В качестве дополнительной опции и на Xinkai, и на Great Wall можно установить лицензионный дизельный двигатель Isuzu объёмом 2,8 л мощностью 157 л. с.за $1250 и $1650 соответственно.

Оба автопроизводителя кроме пикапов предлагают полноразмерные универсалы и «паркетники». У Xinkai SR-V даже из названия (не говоря уж о внешнем виде) понятно, какая японская модель вдохновила китайцев на создание этой модели. При этом техническая начинка осталась прежней, тойотовской. Китайская копия Honda стоит от $18 686 до $21 724 и включает около трёх десятков опций, в том числе парктроник с видеокамерой. Пяти- или семиместный Xinkai SUV ещё дешевле – от $17 555 до $20 645, при этом он на 10 см длиннее, на 2 см шире и на 16 см выше SR-V. Great Wall Safe SUV предлагается только в одной, весьма богатой версии за $20 490. Полный привод – тоже за отдельную плату ($2500).

При беглом изучении списка оборудования обоих производителей становится понятно, что китайцы, не поскупившись на отделку салона кожей и деревом, сэкономили на безопасности: ни в одной из моделей нет подушек безопасности, а на Xinkai вообще невозможно установить антиблокировочную систему тормозов. Ходовые качества этих автомобилей уже проверены, и результаты десятка тест-драйвов опубликованы в специализированных журналах. Мнения экспертов противоречивы, но общий вывод таков: продукт интересный – за те деньги, которые китайцы за него просят. Насколько надёжны эти автомобили в эксплуатации, покажет время – во всяком случае, дилеры дают на них гарантию на два года или 50 тыс. км пробега.

Они придут с востока

Автомобилестроение в Китае признано приоритетной отраслью. За последние десять лет в стране при помощи многомиллионных государственных вливаний и с участием иностранного капитала создано около ста автозаводов. Почти все мировые автоконцерны имеют в Китае одно или несколько предприятий (все они создавались как СП с госпредприятиями): Dongfeng-Citroen, FAW-VW, Jinbei GM, Shanghai GM, Shanghai VW и др. Они выпускают либо новые, либо только что ушедшие с основного конвейера иностранные модели, а также модели, созданные специально для китайского рынка.

Стопроцентно китайские автозаводы начали свою деятельность с копирования иностранных моделей. Китайская промышленность в совершенстве овладела этим методом проникновения на рынок, ранее поступив так с электроникой, одеждой, игрушками и другими товарами народного потребления. Теперь очередь дошла до автомобилей. Собственно, ничего криминального в этом способе производства нет: китайцы используют узлы и агрегаты, выпущенные по лицензии иностранных производителей (а иногда и на заводах с их участием), придумывают (а зачастую копируют) кузов и внутреннюю отделку салона. Сомнительный момент заключается лишь в качестве сборки «истинно китайских» автомобилей, где иностранцы не контролируют все производственные процессы.

Так, компания Baoding Dadi, производитель недорогих внедорожников, недавно представила обновлённую модель BDD6492E City Leading с новым передом, который напоминает Jeep Grand Cherokee китайской сборки. Базой для этой модели послужил пикап Isuzu TF, двигатели – полные копии моторов Toyota китайского производства. Ещё одна модель – BDD6493E напоминает Honda CR-V. Уже упомянутый Xinkai начал продажи модели HXK2023E, передок которого напоминает модели Nissan...

В рунете можно найти множество фотографий забавных автомобилей от китайской корпорации Geely. История этой фирмы показательна для китайской промышленности. Она появилась в 1986 году как производитель комплектующих для холодильников. Затем занялась отделочными материалами, а в 1992 году перешла на выпуск легких мотоциклов и скутеров по лицензии Honda. Автомобили эта фирма делает с 1997 года, она стала первой официально признанной частной автомобилестроительной компанией Китая. Спустя три года Geely представила сразу четыре серийные модели, а теперь самостоятельно разрабатывает шасси и кузова. Правда, «самостоятельно» – это громко сказано. Компактный пятидверный хэтчбек Geely HaoQuing явно срисован с Mercedes S-класса, а по эмблеме видно, что создателям этой машины не давали покоя лавры BMW. Зато цена совсем не та, что у немецких премиум-марок: $5 тыс. с кондиционером и электропакетом.

Разумеется, автоконцерны, с которых китайцы берут пример, недовольны внешним сходством китайских автомобилей со своими. Одной из первых возмущение по этому поводу высказала Honda. В апреле прошлого года она начала в Китае сборку внедорожника CR-V, а за полгода до этого подала в суд на Shijiazhuang Shuanghuan Automobile Co., обвинив её в дизайнерском плагиате. В ноябре прошлого года аналогичный иск Honda подала против Xinkai (преследованию подверглась вышеописанная модель SR-V), а в декабре начала разбирательство сразу с девятью китайскими автопроизводителями. Как утверждает Honda, модели этих компаний «слишком похожи» внешне на CR-V.

Кроме того, в декабре GM Daewoo Auto & Technology Co. подала в суд на китайскую Chery Automobile Co., обвинив её в несанкционированном использовании своего ноу-хау и потребовав признать недействительными патенты, ранее выданные этой компании GM Daewoo (см. статью на этой странице). В GM считают, что китайцы незаконно скопировали микролитражку Matiz, назвав её Chery QQ и выпустив на рынок почти на $1,2 тыс. дешевле аналога. Позже китайцы ещё снизили цену на эту машину. GM ничего не оставалось, как тоже снизить стоимость Chevrolet Spark (под этим брэндом в Китае продаётся Matiz). Теперь американцы требуют от Chery прекратить продажи QQ.

Ни один судебный процесс пока не завершён, но это, похоже, не слишком волнует китайских производителей. Они продолжают выпускать всё новые дешёвые аналоги иностранных моделей, а на все упрёки отвечают, что этот бизнес никем не признан незаконным. Россия – одна из тех стран, где авторитет признанных брэндов не вызывает трепета, и это делает наш рынок ещё более привлекательным для китайцев. И не исключено, что уже в ближайшие годы наши дороги наводнят странного вида автомобили с тщетной претензией на то, чтобы выглядеть как Toyota или Mercedes, но зато за очень смешные деньги.

Автор: Екатерина Сафарова

 
« Пред.   След. »
Поиск по сайту
ИскатьИскать Расширенный поискРасширенный поиск
Подробнее об Авто 2006
Опрос
Перспективны ли виртуальные выставки?
Поиск информации
Патрнёры
Реклама на DeltaExpo




Copyright © 2005-2018, DeltaExpo
Создание сайта: FB Solutions
Главная  · Отраслевые разделы  · Сотрудничество  · Реклама  · Ссылки  · О проекте